Blog

https___cdn.evbuc.com_images_51004280_275047954014_1_original

Сюи́та — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке, состоит из нескольких контрастных частей.

«Восемь русских народных песен» для оркестра А.Лядова – замечательное музыкальное произведение, созданное на основе народных мелодой. Сюита состоит из небольших оркестровых пьес, каждая из которых имеет свое «имя» по жанру народных песен.

«Духовный стих». Духовными стихами называют народные стихи религиозного содержания. Их пели странствующие нищие-слепцы (калики перехожие). В каждой песне – сюжеты о «небесной» жизни, о загробном мире, о душе. В данном цикле – это символ молитвы. И эта «духовность», собственно, задает тон всем остальным пьесам.

 

«Каляда-маляда» – это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, пели хозяевам величальные песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу? В оркестровке все «кукольное», «крошечное» – тихие шаги пиццикато, негромкие трубы – голоса кукол, но характер все же торжественный. Основана на двух колядках – быстрой и более сдержанной.

 

«Протяжная». Глубоко задушевная, проникнутая печалью лирическая мелодия, наиболее красочное выражение страдания народного. Как сказал поэт, «этот стон у нас песней зовется». Несомненно, имелись ввиду протяжные. В каждой такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то душещипательная история с грустным концом… Мы не будем даже искать подлинные слова этой песни, ведь средствами оркестра композитор выразил еще больше… Хочется обратить внимание, как ансамбль виолончелей исполняет основную мелодию в подражание ансамблю голосов хора. Виолончели здесь особенно задушевны…

 

«Шуточная» («Я с комариком плясала»). В начале и в конце произведения изображается жужжание комара. «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров – это не самая главная прелесть пьесы.  Звукоизобразительность – это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он лишь отвлекает внимание, желая немного приободрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе. Вспомним, что значит выражение «чтоб комар носа не подточил»… Или – как это Левша блоху подковал? Все эти символы – тонкость, отточенность ума, остроумие. Веселая шутка – что может лучше отвлечь от горя и печали?

 

«Былина о птицах». В ней изображены чириканье, трели, щебетанье, кукованье.

Былина – это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Но автор не использовал веснянки, а написал «былина», что говорит о каком-то мифе.

В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. Так же есть примета, что если птица бьется в окно, значит вестей жди. По поверьям –  птица – это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное.

В то же время музыка этой былины – далеко не повествовательного характера. Сплошь и рядом композитор изображает полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы – птица словно стучится в окно, и, судя по музыке, несет весть недобрую… Она мечется, стонет, а в самом конце – низкие унисоны струнных словно выносят суровый приговор Судьбы. И, скорее всего, он неотвратим…

 

«Колыбельная» Звучит нежно и печально. Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь – не все так прямо. Если кто и качает люльку – так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас – стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком. Но ведь это не похоронная песня, а колыбельная! Все правильно. Когда человек умирает своей смертью – он постепенно засыпает и больше не просыпается. И вот смерть поет эту жалобную колыбельную, словно окутывает своим туманом, увлекая за собой в сырую могилу. «Спите, спите… вечным сном…»

 

«Плясовая» основная партия у балалайки и домры, появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка – маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на «этот» свет. Но он должен не просто идти, а плясать. И тогда, пройдя по тонкой ниточке, связывающей «тот» свет и «этот», человек возвращается к жизни.

И что он видит первым делом?

Свет! То есть Солнце!

И людей – друзей и родных.

 

«Хороводная» – жизнерадостная и светлая музыка завершает сюиту. Хоровод это танец, в котором все его участники держатся за руки и идут по кругу. Круг – это символ солнца. А солнце – это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса символизирует победу над смертью.

Вот так в коротких пьесах, буквально, в «нескольких словах» вместилась вся философия и поэзия русского народа в гениальном пересказе композитора-миниатюриста Анатолия Лядова. Прислушайтесь, и вы услышите там частичку себя как истинно русского человека.

Leave a Comment

Your email address will not be published.